Портал комерційної нерухомості Мапа сайту "Портал комерційної нерухомості"
ГоловнаНовостиСтатьиАналитикаКоммерческая недвижимость зарубежьяОбъявленияКаталог фирмВыставкиВсе для коммерцииПолезная информацияРеалЭкспоО проектеКлассификация

ПОШУК ПО САЙТУ

ОСТАННІ ОГОЛОШЕННЯ

Продати незавершене будівництво: 0.1 га, $23900
20.02.17
Здати магазин: 100 м2 / 5 га, $13/м2
15.01.17
Здати магазин: 100 м2 / 5 га, $13/м2
15.01.17
Продати офіс: 30 м2, $26000
14.12.16
Продати окрема будівля: 79 м2 / 30 га, $7500
29.09.16
Продати окрема будівля: 1968 м2, $437472
23.06.16
Здати магазин: 80 м2, $800
11.12.15
Здати магазин: 80 м2, $1200
12.08.15
Здати магазин: 80 м2, $1000
04.08.15
Здати магазин: 80 м2, $25000
28.07.15
Всі оголошення
 

Статистика цін

Вся статистика

Реклама

 

Головна / Статьи / Коммерческая недвижимость Украины 

Коммерческая недвижимость Украины

Оттоку арендаторов из торговых и офисных центров Харькова не может воспрепятствовать даже снижение цен


23.11.2009
Ухудшающиеся дела харьковских бизнесменов вынуждают их все жестче экономить на офисах и торговых площадях: в городе отмечается очередная волна массовых переселений компаний в более дешевые объекты. Правда, есть и заработавшие на кризисе счастливчики, которые улучшили условия, но их слишком мало, чтобы владельцы помещений смогли удержать прежние цены. Дальнейшее снижение арендных ставок спровоцируют и новые объекты, которые будут сданы в эксплуатацию в ближайшие месяцы.

Время продавцов еды и лекарств

Харьков, который и в более благополучные времена не считался приоритетным для национального ритейла городом, окончательно потерял свою привлекательность. С начала года товарооборот в регионе снизился на 23% - до 9,9 млрд грн., а массовая безработица и один из самых низких среди городов-миллионников уровень зарплат вряд ли позволяют продавцам рассчитывать на оживление покупательской активности в ближайшей перспективе. «Рынок торговых площадей, оживление которого харьковские риэлторы прогнозировали в начале осени, по-прежнему остается замороженным», - констатирует руководитель аналитической службы группы компаний «Проконсул» Виктория Каратанова. По ее словам, среди немногих клиентов, которые все же ищут новые помещения, лидируют продавцы косметики и парфюмерии, товаров для дома и продуктов питания. Генеральный директор компании «Крона» Игорь Балака добавляет к этому списку заведения общепита. С началом гриппозной паники оживились и аптечные сети, которые отдают преимущество небольшим павильонам. Ранее выгодными клиентами риэлторов были и мебельщики, но с открытием новых ТЦ «Сан Сити Плаза 2» и «Визит» они массово ушли туда. Не лучшие времена сейчас переживают продавцы электроники, которые в прошлые годы также считались выгодными арендаторами, поскольку снимали помещения от 500 кв. м. Игорь Балака отмечает, что сегодня свыше 80% потенциальных арендаторов пытаются заполучить небольшие площади - до 100 кв. м. На объекты в 150-300 кв. м приходится менее трети заявок, а более обширные помещения клиенты практически не рассматривают.

Желание сэкономить гонит торговцев из престижного ранее центра города. Если до кризиса на торговые места на улицах Сумской и Пушкинской претендовали около 40% потенциальных арендаторов, то сейчас тех, кто готов оплачивать подобны варианты, не более трети в общей клиентской базе ритейлоров. А доля желающих переселиться в спальные микрорайоны превысила 20%.

Поскольку предложение торговых объектов на вторичке существенно больше спроса, арендаторам удалось выторговать у владельцев помещений неплохие скидки. По данным компании «Крона», с начала года арендные ставки снизились более чем на 40% и стартуют от 90 грн./кв. м в центре и от 80 грн./кв. м в спальных районах. Причем чем менее популярен формат помещения, тем на большую лояльность собственника может рассчитывать арендатор. К примеру, площади в 300 кв. м в центре Харькова можно снять и за 70 грн./кв. м, до 600 квадратов - за 50 грн., свыше 1 тыс. - по 35 грн. за квадрат.

Причем не исключено, что арендные ставки и в дальнейшем будут снижаться. Ведь база сдающихся объектов продолжает увеличиваться за счет помещений, владельцы которых тщетно пытаются найти покупателей. По словам Игоря Балаки, бизнесмены сегодня готовы вкладывать деньги лишь в объекты, цена которых ниже рыночной как минимум на 15-20%. Таковые действительно мелькают в предложении. К примеру, не так давно на улице Сумской был продан магазин по $2,7 тыс./кв. м, хотя стоимость аналогичных объектов стартует с $4,3 тыс. за квадрат. Но по мере того, как собственники недвижимости привыкают жить в кризисных условиях, объектов по бросовым ценам становится все меньше.

Арендаторы уходят на рынки

Не лучшие времена переживают и харьковские торговые центры. По данным Виктории Каратановой, сейчас в городе имеется порядка 20 ТЦ общей площадью около 200 тыс. кв. м. Причем во многих из них пустуют до 30% торговых мест, тогда как до кризиса даже самые непрезентабельные объекты могли похвастаться наполняемостью в 95-97%. В крупных ТЦ в центре города, которые еще в прошлом году вносили потенциальных арендаторов в «листы ожидания», сегодня не заполнено 5-10% площадей. Это притом что их владельцы, напуганные массовым оттоком арендаторов, еще весной существенно снизили арендные ставки. Сейчас снять бутик можно за 80-200 грн./кв. м, что почти на треть ниже, чем в начале нынешнего года. Но почувствовавшим свою власть торговцам скидок оказалось мало. Игорь Балака рассказывает, что на сегодняшний день все больше арендаторов ставят вопрос о системе тарификации, учитывающей объем продаж того или иного магазина, что в начале кризиса практиковалось в некоторых столичных ТЦ, но для Харькова явление новое. По мнению торговцев, новая схема начисления платежей должна заставить владельцев торговых центров тратить больше средств на рекламу и привлечение потенциальных покупателей, поток которых в последнее время заметно иссяк.

Массовое обнищание местных жителей вернуло их на традиционные рынки, поэтому сейчас ТЦ приходится конкурировать за покупателей не только между собой, но и с базарами, к примеру с тем же «Барабашово». За покупателями уходят и торговцы: мелкие предприниматели все чаще освобождают арендованные в торговых центрах магазины, переезжая на промтоварные рынки. Впрочем, девелоперов данная тенденция не смущает. В этот году в Харькове открылось несколько новых торговых объектов, в частности, Metro Cash&Carry (Окружная дорога, Алексеевка), ТЦ «Визит» (ул. Клочковская) и ТЦ SunCity-2 (просп. Московский). На конец ноября намечено открытие центра «Движение» по улице Яроша, в текущем году обещают ввести в эксплуатацию ТЦ PlatinumPlaza (ул. Сумская). Открытие еще двух крупных объектов - «Магеллан» (90 тыс. кв. м, в районе Окружной дороги на Алексеевке) и AvePlaza (ул. Сумская) - перенесено на следующий год. Причем многие девелоперские компании, которые предварительно имели договоры на аренду 80- 90% площадей, уже на момент открытия объектов растеряли до 40-50% клиентов. Чтобы заполнить пустующие квадратные метры, новичкам придется пойти на снижение ставок, что может привести к очередному витку удешевления торговой недвижимости в Харькове. В ближайшее время формат крупных (от 70 тыс. кв. м) торгово-развлекательных центров, который избрали застройщики, торговцам будет малоинтересен. Более востребованными являются небольшие комплексы (5-10 тыс. кв. м) в спальных районах и на окраинах города, а также дискаунтеры и магазины у дома, но таковых в Харькове не строят.

Не хватает постояльцев

Поступиться комфортом вынуждены и многие арендаторы офисных помещений. По словам Виктории Каратановой, большинство фирм из-за падения продаж оказались на мели, поэтому продолжают сокращать персонал и ужиматься в расходах. Чтобы сэкономить, они переезжают в помещения поменьше, а то и пониже уровнем.

Наиболее востребованные на сегодняшний день офисы площадью до 50 кв. м, в то время как до кризиса компании желали не менее 100-300 кв. м. Предприниматели отдают предпочтение конторам в административных зданиях и переоборудованных квартирах, хотя еще год назад уважающие себя бизнесмены старались обустраивать офисы в профессиональных бизнес-центрах. В то же время на рынке есть и другая категория клиентов. «Многие юридические и консалтинговые конторы, страховые компании, напуганные кризисом, в начале года спешно выезжали в менее презентабельные офисы на окраины города, а сейчас возвращаются в привычные для себя условия - в БЦ в центре и прилегающих районах», - говорит владелец местного АН «Риэлти Эксклюзив» Евгений Санин.

Тем не менее платежеспособных арендаторов на всех не хватает. Общая площадь офисных помещений в Харькове, по данным компании «Проконсул», превышает 670 тыс. кв. м, что явно больше уменьшившихся потребностей местного бизнеса. Да и качество предложения оставляет желать лучшего, в основном это БЦ классов С и D, проше говоря, построенные еще в советские времена административные здания и корпуса НИИ. Офисных центров класса В в Харькове всего 20%, а БЦ класса А до сих пор нет, хотя до кризиса застройщики обещали возвести сразу два таких объекта до 2010 г.

Сейчас в бизнес-центрах пустуют не менее трети площадей, что позволяет их постояльцам диктовать девелоперам свои условия. К примеру, если ранее БЦ пытались сдавать площади этажами, то сегодня они охотно пускают на свою территорию арендаторов, которым нужно всего 20-50 кв. м. Собственники новых объектов готовы делать за свой счет ремонт, хотя ранее практически все новостройки сдавались в черновой отделке. Но главное, арендные ставки с начала года упали, по меньшей мере, вдвое и до конца сезона имеют все шансы снизиться еще как минимум на 7%. Так, если до кризиса аренда офиса в центре Харькова стоила до 250 грн./кв. м, то сейчас его можно снять за 100-120 грн. Тарифы в менее презентабельных объектах классов D и E и вовсе упали на 60% - до 40-60 грн./кв. м. Причем ежемесячно арендные ставки уменьшаются на 1,5-2%.

Рассчитывать на новые уступки со стороны собственников БЦ бизнесменам позволяет расширение предложения. Уже в ближайшие месяцы офисных площадей в городе может стать на 30 тыс. кв. м больше. До конца года будут введены в эксплуатацию новые офисные центры «Тетрис» (9 тыс. кв. м), «Новый город» (около 15 тыс. кв. м), а также торгово-офисный центр в районе станции метро «Ботанический сад» (6,6 тыс. кв. м). Застройщики возобновили работы и на замороженных в начале кризиса объектах: «Капиталист» (ул. Яроша), Ave Plaza (ул. Сумская), «Форум Холл» (просп. Ленина).

www.dsnews.ua


Також до Вашої уваги:
До конца года будет заключено несколько инвестсделок на рынке коммерческой недвижимости Украины Коммерческая недвижимость в Черновцах стала дорожать Замороженная ипотека изменит стоимость квартир в 2010 году Одесские предприниматели охотно раскупают магазины, но продолжают экономить на офисах Львовские ритейлоры пытаются сократить издержки, отчаянно экономя на торговых и складских помещениях Конкурс по продаже Луцкого аэропорта будет объявлен в ноябре Львовская горгосадминистрация намерена продавать на конкурсах аварийные здания

Реклама


Головна    Новости    Статьи    Аналитика    Коммерческая недвижимость зарубежья    Объявления    Каталог фирм    Выставки    Все для коммерции    Полезная информация    РеалЭкспо    О проекте    Классификация
© Copyright 2010. Портал комерційної нерухомості.
Коммерческая недвижимость, выставка, офис, объявления, аренда, продажа.
Создание сайта - Exipilis, Киев